Образы революционных событий 1917–1920-х гг. в постсоветском Татарстане: версии элит и массовые представления

Аннотация: 
В данной статье проанализированы образы истории революции 1917 г. и событий Гражданской войны 1918-1920-х гг., конструируемых элитами постсоветского Татарстана. Рассмотрены образы этой эпохи, существующие в массовых исторических представлениях жителей Татарстана. Революционные события 1917-1920 гг. представлены в элитарном дискурсе через призму национальной истории татар. Поэтому большое внимание при описании этих событий уделяется национальному движению татарского народа. Участникам«белых» сил в Гражданской войне даются однозначно негативные оценки из-за того, что они выступали за «единую и неделимую Россию» и не признавали прав татарского народа на национальное самоопределение. «Красные» силы оцениваются амбивалентно, но позитивные оценки преобладают над негативными оценками. Главное достижение революционных событий стало провозглашение Татарской АССР в 1920 г., что означало частичное восстановление государственности татар, которую они потеряли в 1552 году. В массовых исторических представлениях жителей Татарстана революционные события 1917-1920-х гг. выступают как одна из ключевых вех истории XX века наряду с Великой Отечественной войной и распадом СССР. В отличие от дискурса татарской элиты, в массовых представлениях революционные события 1917-1920-х гг. не связываются с национальной историей татарского народа, а рассматриваются как события общероссийского масштаба. При этом даются разнообразные эмоциональные оценки этих событий. Важную роль в формировании массовых представлений жителей Татарстана о революции 1917 г. играет общероссийская продукция массовой культуры (фильмы, художественная литература и др.), а не учебная и научно-популярная литература по истории Татарстана и татарского народа.

Для цитирования: Карбаинов Н.И. Образы революционных событий 1917–1920-х гг. в постсоветском Татарстане: версии элит и массовые представления // Петербургская социология сегодня. 2018. № 10. С. 77-98. DOI: 10.25990/socinstras.pss-10.58hx-6963

Файл: 
Литература: 
  • Бойков В. Э., Меркушин В. И. (2003). Историческое сознание в совре­менном российском обществе: состояние и тенденции формирования // Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. № 2. С. 5-22.
  • Бомсдорф Ф., Бордюгов Г (ред.) (2009) Национальные истории на по­стсоветском пространстве — II. М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХ.
  • Гибатдинов М. М. (2003) Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность. Казань: Институт истории АН РТ.
  • Гилязов И. (2000) Из опыта преподавания национальной истории: история татарского народа в Казанском университете — вчера и сегодня. Ab Imperio, 3-4: 359-356.
  • Исхаков С. (1999) История народов Поволжья и Урала: проблемы и перспективы «национализации». Национальные истории в советском и постсоветском государствах. Аймермахер К., Бордюгов Г. (ред.). М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХ.
  • Кабирова А. Ш. (2008). Рецензия на учебник: Островский В. П. Исто­рия России. ХХ век: 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Островский. — 8-е изд, доп.. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с. // Рецен­зии на федеральные учебники по истории отечества. Казань: Институт истории АН РТ.
  • Миллер А., Липман М. (ред.) (2012) Историческая политика в XXI веке. Сборник статей. М.: Новое литературное обозрение.
  • Мухарямова Л. М., Андреева А. Р. (2013) Институционализация наци­ональной школы в постсоветской России. Этносоциология в Татарстане: опыт полевых исследований. Сб. статей к юбилею Л. М. Дробижевой. Мусина Р. Н., Габдрахманова Г. Ф., Макарова Г. И., Сагитова Л. В. (ред.). Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ: 87-115.
  • Низамова Л. Р. (2001) Медиа-продукт и «национальная» идеология: кейс-стади Всемирного конгресса татар. Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане. Казань: Изд-во КГУ: 166-233.
  • Овчинников А. В. (2010) Новый подход к изучению феномена совре­менной «национальной историографии» (на примере «истории татарского народа»). Вестник Удмуртского университета, 1: 79-85.
  • Овчинников А. В. (2015) Кровь и плоть воображаемых сообществ: био- логизация этничности в дискурсах национальных историй (по материалам постсоветского Татарстана). Конфликтогенный потенциал национальных историй: сб. науч. статей. Казань: Юниверсум: 177-198.
  • Понарин Э. Д., Жирков К. А. (2013) Национализм этнический и по­литический: институциональные факторы татарского национализма в республиках Волжско-Уральского региона. Мир России: Социология. Этнология. 22(3): 152-177.
  • Рашитов Ф. А. (2001). История татарского народа с древнейших времен и до наших дней. Саратов: Региональное приволжское изд-во «Детская книга».
  • Сабирова Д. К., Шарапов Я. Ш. (2009) История Татарстана с древ­нейших времен до наших дней: учеб. для студентов высших учебных заведений. М.: Кнорус.
  • Сагитова Л. В. (1998) Этничность в современном Татарстане. Казань: Татполиграф.
  • Султанбеков Б. Ф., Иванов А. А., Галлямова А. Г. (2006). История Татарстана XX — начало XXI века. Учебное пособие для 9 класса ос­новной школы. Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер».
  • Усманова Д. (2003) Создавая национальную историю татар: историо­графические и интеллектуальные дебаты на рубеже веков. Ab Imperio, 3: 337-360.
  • Хаким Р. (1999) История татар и Татарстана: методологические и тео­ретические проблемы. «Панорама-Форум», 19, спецвыпуск.
  • Хаким Р. С. (2007) Тернистый путь к свободе (Сочинения 1989­2006 гг.). Казань: Татарское книж. изд-во.
  • Шнирельман В. (2002) Идентичность и образы предков: татары перед выбором. Вестник Евразии, 4: 128-147.
  • Шнирельман В. А. (2003) Войны памяти. Мифы, идентичность и поли­тика в Закавказье. М.: Академкнига.
  • Alvarez Veinguer A. (2007) (Re)Presenting Identities: National Archipelagos in Kazan. Nationalities Papers, 35 (3): 457-476.
  • Alvarez Veinguer A., Davis Н. (2007) Building a Tatar elite. Language and national schooling in Kazan. Ethnicities, 7 (2): 186-207.
  • Davis, H., Hammond P., Nizamova L. (2000) Media, Language Policy and Cultural Change in Tatarstan: Historic vs. Pragmatic Claims to Nationhood. Nations and Nationalism, 6 (2): 203-226.
  • Derrick M. (2009) Revisiting ‘Sovereign’ Tatarstan. Usak Yearbook, 2: 283-306.
  • DerrickM. (2013) The Tension of Memory: Reclaiming the Kazan Kremlin. Acta Slavica Iaponica, 33: 1-25.
  • Faller Н. M. (2011) Nation, Language, Islam: Tatarstan’s Sovereignty Movement. Budapest, N. Y: Central European University Press.
  • Gorenburg D. (2003) Minority ethnic mobilization in the Russian Federa­tion. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Graney K. E. (2009) Of Khans and Kremlins: Tatarstan and the Future of Ethno-Federalism in Russia. Lanham: Lexington Books.
  • Kinossian N. (2012) Post-Socialist Transition and Remaking the City: Politi­cal Construction of Heritage in Tatarstan. Europe-Asia Studies, 64 (5): 879-901.
  • Rorlich Azode-Ayse (1999) History, Collective Memory and Identity: the Tatars of Sovereign Tatarstan. Communist and Post-Communist Studies, 32 (4): 379-396.
  • Zverev A. (2002) ‘The Patience of a Nation is Measured in Centuries’. National Revival in Tatarstan and Historiography. In: Coppieters B. and M. Huysseune ^ds.) Secession, History and the Social Sciences. VUB Brussels University Press.