Трансформация практики открытого усыновления в контексте сельско-городской миграции (случай постсоветской Бурятии)

Аннотация: 
В статье анализируется трансформация практики открытого усыновления в постсоветской Бурятии. Передача ребенка или «обмен» детьми в рамках расширенной семьи автором статьи рассматривается, как еще одна форма заботы, которая позволяет перенести «груз» заботы с одного поколения на другое или перераспределить его между представителями одного поколения. Данный тип межпоколенной заботы редко становится предметом исследования, так как открытое усыновление детей родственников является нормой в ограниченном числе обществ. Исследование проводилось в рамках качественной методологии. Метод лейтмотивного интервью использовался для сбора эмпириче- ского материала (23 интервью), метод тематического кодирования и метод дискурс-анализа использовались для анализа документов. Методика анализа категоризации взаимодействия применялась при анализе транскриптов интервью. Анализ публичного дискурса о традиции открытого усыновления показывает, что данный обычай положительно интерпретируется. Обычай открытого усыновления становится востребованным в качестве легитимного способа нивелировать дефицит заботы в семье сельского мигранта. Если раньше необходимость усыновления легитимировалась шаманской верой в жизнь духов предков на земле, то сегодня буддизм оправдывает родителей, отдающих своих детей, с помощью концепта «буин». Обычай открытого усыновления поощряется на уровне публичного дискурса, но стигматизируется в приватном пространстве. Изменение отношения к этому обычаю в приватной сфере показывает, что расширенное материнство, которое было принято в семьях 19 века и начала 20 века, когда женщины одной большой семьи участвуют в воспитании общих детей, вытесняется идеологией интенсивного материнства.

Для цитирования: Галиндабаева В.В. Трансформация практики открытого усыновления в контексте сельско-городской миграции (случай постсоветской Бурятии) // Петербургская социология сегодня. 2018. № 10. С. 149-168. DOI: 10.25990/socinstras.pss-10.amjz-s332

Файл: 
Литература: 
  • Габышева В. Жительница Бурятии просит помощи // Газета «Ин- форм-Полис». 19.10.2011. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 29.07.2016. URL: https://www.infpol.ru/133205'zhitelnitsa'buryatii'prosit- pomoshchi/.
  • Жапова Я. Тепло и ласку — не по расписанию // Ежедневная обще­ственно-политическая газета «Бурятия». 24 февраля 2011. С. 2.
  • Здравомыслова Е., Темкина А. Категоризация взаимодействий: кон­струирование идентичности в сексуальной сфере// Российский гендер­ный порядок: социологические подходы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб.: Изд-во Европейского университета в С.-Петербурге, 2007. С. 250-265.
  • Зурхай от Зунды ламы с 5 по 11 февраля // Газета «Номер один». 05.02.2014. С.10
  • Лебедева А. А. Семья и семейный быт Забайкалья // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. — Новосибирск: Наука, 1975. С. 81-101
  • Народный поэт Дамба Жалсараев // Традиция. 19 марта 2009. С. 3.
  • Новый быт в современной России: гендерные исследования повсед­невности / Под. ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Темкиной. СПб.: ЕУСПб, 2009. — 524 с.
  • Слезкин Ю. Арктические зеркала. Россия и малые народы Севера. — М.: НЛО, 2008-512 с.
  • Филиппс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс анализ: теория и место. — Харь­ков: Гуманитарный центр. 2008. — 354 с.
  • Ходоров Н. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских тек­стов / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб.: Изд. Дмитрий Буланин, 2000. С. 161-162
  • Художник // Ежедневная общественно-политическая газета «Бурятия». 31.07.2008.   С. 2.
  • England P. Emerging Theories of Care Work // Annual Review of Sociol­ogy. Vol. 31. 2005. P. 381-399.
  • Hartmann H. C. The Family as the Locus of Gender, Class, and Political Struggle: The Example of Housework // Signs. Vol. 6. № 3. 1981. P. 366-394.
  • Hochschild A. The Commodity Frontier // Self, Social Structure and Beliefs: Essays in Sociology / ed. by J. Alexander, G. Marx, C. Williams. Berkeley: Univ. Calif. Press, 2004. P. 38-56.
  • Hochschild A. The Culture of Politics: Traditional, Postmodern, Cold-Mod­ern, and Warm-Modern Ideals of Care // Social Politics. Vol. 2. № 3. 1995. P. 331-347.
  • Hondagneu-Sotelo H., Avila E. “I’m Here, but I’m There”: the Meanings of Latina Transnational Motherhood // Gender and Society. Vol. 11. № 5. 1997. P. 548-571.
  • Oakley A. Women's Work: the Housewife, Past and Present. New York: Pantheon Books, 1974. — 275 p.
  • Rubin G. The Traffic in Women: “Political Economy” of Sex // Toward an Anthropology of Women / ed. by R. Reiter. New York: Monthly Review Press, 1975. P. 157-210.
  • Terrell J., Model J. Anthropology and Adoption // American Anthropologist. Vol. 96. № 1. 1994. P. 155-161.
  • Verhoef H. A. Child has Many Mothers: Views of Child Fostering in North­western Cameroon // Childhood. Vol. 12. № 3. 2005. P. 369-390.