«Моя вся жизнь вокруг буддизма вертится. Буддизм, работа, дети, семья...»: биографи ческий проект современного буддиста

Аннотация: 
В статье на примере биографического интервью с членом петербургской буддийской общины, рассматриваемого на данном этапе исследования как идеально типический кейс, прослеживается жизненная траектория и определяется роль религиозной конверсии в формировании биографического проекта современного буддиста. В качестве методического инструментария биографического исследования применяется концепция нарративного интервью Ф. Шютце, совмещающая рассмотрение взаимовлияния субъектных и структурных процессов в жизнеописании с субъективными интерпретациями информанта. Поднимается вопрос о возможностях и ограничениях биографического метода в исследовании религиозного изменения. На основании проведённого анализа можно утверждать, что для нашего героя, как типичного представителя поколения, родившегося в 1960-е гг., религиозная конверсия становится способом адаптации к новой постсоветской социально-экономической и идеологической реальности. Символические, психологические и социальные ресурсы религиозной общины используются для преодоления социального исключения и депривации, достижения духовного благополучия и осмысляются как средства расширения возможностей.

Для цитирования: Исаева В.Б., Ярошенко С.С., Дивисенко К.С. «Моя вся жизнь вокруг буддизма вертится. Буддизм, работа, дети, семья...»: биографи ческий проект современного буддиста // Петербургская социология сегодня. 2019. № 11. С. 164-177. DOI:10.25990/socinstras.pss-11.ccrq-es82

Файл: 
Литература: 
  • Дивисенко К. С., Дивисенко О. В. Биографическое исследование реинтерпретации личной истории у православных верующих // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19, № 4. С. 24-37.
  • Исаева В. Б. Биографический метод в исследованиях религиозной конверсии // (Авто)биография как объект социологического анализа: Материалы X чтений памяти В. Б. Голофаста, 3-5 апреля 2018 г / Под. ред. О. Б. Божкова. СПб.: Норма, 2018. С. 244-253.
  • Исаева В. Б. Социальный механизм религиозной конверсии: на примере петербургской буддийской мирской общины Карма Кагью: Дисс. ... канд. социол. наук. СПб., 2014. 241 с.
  • Лыткина Т. Социальная биография исключения в постсоветской России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV, № 1. С. 87-109.
  • Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 381 с.
  • Тупахина О. В. Религиозная биография как форма нарративизации жизненного мира верующих // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15, № 1. С. 185-197.
  • Черников Б. В. Дифференциация трудовых ценностей среди поколений современных работников // Вестник Томского государственного университета. 2014. С. 153-158.
  • Jindra I. W. A New Model of Religious Conversion: beyond network theory and social constructivism. Brill, 2014. 238 p.
  • MacMahah D. Buddhism in the Modern World. New York: Routledge, 2012. 325 p.
  • Snow D. A., MachalekR. The Convert as a Social Type // Sociological theory / Ed. by Collins R. San Francisco: Jossey-Bass, 1983. P. 259-289.
  • Ulmer B. Konversionserzahlungen als rekostruktive Gattung: Erzahlerische Mittel und Strategien bei der Rekonstruktion eines Bekehrungserlebnisses // Zeitschrift fur Soziologie. 1988. Jg. 17, № 1. S. 19-33.
  • Zavos J., Israel H. Narratives of Transformation: Religious Conversion and Indian Traditions of “Life Writing” // South Asia: Journal of South Asian Studies. 2018. Vol. 41, № 2. P. 352-365.