2024. N 23

Социология труда и организаций

История жизни Будимира Тукумцева, написанная им самим. Очерки истории первой самарской социологической лаборатории

В очерках описаны основные этапы становления и развития первой в г. Куйбышеве (ныне Самаре) социологической вузовской лаборатории. Особое внимание уделено тому, как удалось в условиях острого дефицита социологической информации, полного отсутствия подготовки соответствующих специалистов в учебных заведениях создать высокопрофессиональный научно-исследовательский коллектив. Сотрудники лаборатории не только оказали определенное влияние на развитие социологических центров в Среднем и Нижнем Поволжье, но и создали условия для открытия социологического факультета в Самарском университете.

 

Самарская школа социологии труда: история и современность

В статье рассматриваются основные вехи развития Самарской школы социологии труда. Выделяется роль В. А. Ядова и Ленинградской школы социологии труда в формировании теоретико-методологической направленности самарских исследований. Подчеркивается ведущая роль Б. Г. Тукумцева, являвшегося руководителем Самарской социологической лаборатории и НИИ социальных технологий Самарского университета, в становлении Самарской школы социологии труда. Рассматривается специфика интерпретации предмета социологии труда, а также основные теоретические понятия, разработанные и апробированные в рамках многолетних мониторинговых исследований: «социально-трудовая сфера», «трудовые отношения», «социальное самочувствие», «социальная напряженность в организации», «включенность в организацию». Показаны основные направления современных исследований, наличие преемственной связи поколений и перспективы дальнейшего развития Самарской школы социологии труда.

 

Деньги из воздуха: онлайн-курсы по достижению успеха как доверительные товары

В работе представлен анализ феномена курсов по достижению денежного успеха как доверительных товаров. Популярность данных инфопродуктов сосуществует с отсутствием точных критериев оценки их эффективности, что актуализирует вопрос о формировании доверия к таким товарам. На основе анализа 21 интервью описан социальный механизм формирования доверия до, во время и после прохождения курсов по достижению денежного успеха. Выявлены основные мотивы участия в онлайн-курсах по достижению денежного успеха, причины выбора конкретного онлайн-курса, а также исследована роль социального окружения, продавцов курсов, сообщества участников и обратной связи в формировании доверия. Описана структура взаимодействия между участниками и продавцами и, наконец, выявлено, как участники определяют результативность курсов. Сделан вывод о комплексном взаимодействии факторов, влияющих на формирование доверия на каждом из этапов.

 

Образование как ключевой фактор востребованности на российском рынке труда

Уровень образования выступает важнейшим фактором формирования человеческого капитала. О значимости образования в современной России свидетельствует дифференциация заработной платы в разных образовательных группах. В структуре занятых за последнее десятилетие наблюдается рост доли работников с высшим образованием. Все более заметной становится роль дополнительного образования. В рамках данной статьи дается оценка существующих закономерностей в уровне образования респондентов на основе микроданных комплексного наблюдения условий жизни населения. Выполнена проверка гипотез о связи между уровнем образования и трудоустройством, а также влиянии места проживания (город / село).

 

Эти востребованные аналитики — кто они такие?

По мере перехода к цифровому обществу термин «аналитика» становится крайне популярным и часто употребляемым. Ширится и круг людей, в работе которых доминируют аналитические навыки. Ученые, особенно философы, «забили тревогу», претендуя, как нам представляется, на роль единственных носителей этих качеств. Цель данной публикации — систематизировать подходы к определению понятия, в частности, выявив три области труда и трудовой деятельности с различным уровнем востребованности умственно-аналитических навыков, а также сопоставив подходы к определению в российской и зарубежной науке. Первая область — профессии, для которых аналитика является основным содержанием трудовой деятельности: ученые, разведчики, дипломаты, медики, фармакологи. Вторая — профессии, где аналитика является одной из компетенций (важной или вторичной), например бизнес-аналитики, чьи компетенции рассматриваются как действия, навыки и знания. Третья область — сфера общественной и приватной жизни, где также востребованы аналитические навыки. Авторами ставится вопрос: нужно ли распространять аналитические навыки (через обучение), делая людей более рациональными в личной жизни, компетентностными гражданами и специалистами.

 

Перспективы развития социальных механизмов управления на китайских предприятиях в эпоху цифровизации

В статье рассматриваются перспективы внедрения цифровых инновационных технологий и их влияние на дальнейшее развитие социальных механизмов управления на примере китайских предприятий. В числе наиболее важных направлений развития — участие работников в процессе принятия решений, создание благоприятной рабочей среды и развитие корпоративной культуры.

 

Рецензии

Научная жизнь