По мере перехода к цифровому обществу термин «аналитика» становится крайне популярным и часто употребляемым. Ширится и круг людей, в работе которых доминируют аналитические навыки. Ученые, особенно философы, «забили тревогу», претендуя, как нам представляется, на роль единственных носителей этих качеств. Цель данной публикации — систематизировать подходы к определению понятия, в частности, выявив три области труда и трудовой деятельности с различным уровнем востребованности умственно-аналитических навыков, а также сопоставив подходы к определению в российской и зарубежной науке. Первая область — профессии, для которых аналитика является основным содержанием трудовой деятельности: ученые, разведчики, дипломаты, медики, фармакологи. Вторая — профессии, где аналитика является одной из компетенций (важной или вторичной), например бизнес-аналитики, чьи компетенции рассматриваются как действия, навыки и знания. Третья область — сфера общественной и приватной жизни, где также востребованы аналитические навыки. Авторами ставится вопрос: нужно ли распространять аналитические навыки (через обучение), делая людей более рациональными в личной жизни, компетентностными гражданами и специалистами.