Аннотация:
В статье анализируются причины неоднозначности понимания читателем текста социологической теории, в том числе: нарушение тождественности обозначений теоретических понятий, отсутствие явного указания контекста для теоретических высказываний, неявное представление смысловых связей между отдельными утверждениями. Анализ опирается на традиции смысловой реконструкции нечисловых свидетельств информантов, выполняемой социологом в качественном исследовании, и осуществлен на примере статьи Арнасона, рассматривающего проблему противоречивости теоретических понятий в области исследования цивилизаций. Мы объясняем природу неоднозначности смыслового взаимодействия автора и читателя социологической теории на основе концепции дуального знания Полани. Обоснована необходимость структурного представления автором смысловых связей теории на фазе ее создания. Сегодня такие связи выражаются исследователем неявно и теряются для читателя в потоке текста. В качестве инструмента структурного выражения социологической теории в процессе ее создания исследователем предложено аналитическое кодирование. Этот подход соединяет в единой инструментальной процедуре техники кодирования качественного исследования и функциональность онтологических методов управления знаниями. Таким образом социолог получает функциональные возможности концептуализации, недоступные в случае традиционного текстового изложения теории: управление неоднозначными социологическими определениями; отслеживание контекстных зависимостей словесных утверждений; проверка связности всей массы естественно-языковых теоретических высказываний; организация командной работы исследователей из разных предметных областей.